Древнегреческая поэзия

Греческие стихотворные размеры

Пять видов стоп в силлабо-тонической системе создают пять ее оновных размеров, носящих те же названия.
   Ямб - двухсложная стопа с ударением на втором слоге ( _ / ).
   Хорей - двухсложная стопа с ударением на первом слоге ( / _ ).
   В ямбе, как правило, ударения падают на четные, а хорее - на нечетные слоги. Но вовсе не обязательно, чтобы ударение падало на все четные слоги в ямбе или на все нечетные - в хорее. Слова по количеству слогов и по месту ударений не всегда одинаковы. В многосложных словах, включающих в себя по нескольку стоп, отдельные стопы утрачивают ударение, положенное по схеме.
   Или в хорее:
   Стопа, состоящая из двух безударных слогов, называется пиррихием. Иногда в стихотворных размерах силлабо-тонической системы, напротив, появляется дополнительное, сверхсхемное ударение.
   Стопа, состоящая из двух ударных слогов, называется спондеем.
   Следовательно, в ямбе и хорее при появлении пиррихия и спондея количество ударений в строках будет различным. Однако пиррихий и спондей не изменяют в принципе ритмический строй того или иного размера. Стихотворение, в котором ударение падает на четные слоги, даже при пропуске одного-двух ударений или появлении дополнительного ударения остается все-таки ямбическим, а с нечетными ударными слогами - хореическим. Пиррий и спондей придают стихам звуковое разнообразие и подвижность, усиливая их выразительность.
   Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге ( / _ _ ).
   Ударения в дактилическом стихе падают обычно на слоги 1, 4, 7, 10 и т. д., т. е. через два на третий.
   Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втром слоге ( _ / _ ).
   В стихе амфибрахия ударение падает на слоги 2, 5, 8, 11 и т. д., т. е. тоже через два на третий, начиная со второго слога.
   Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге ( _ _ / ).
   В анапесте ударными являются слоги 3, 6, 9, 12 и т. д.

      Античные поэты

Сапфо (Сафо) родилась во второй половине VII века до н. э. на острове Лесбос возглавляла у себя на родине одну из музыкально-поэтических школ для знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляске. Ряд песен Сапфо посвящен ее ученицам. Во время гражданской войны на Лесбосе бежала на Сицилию, впоследствии, в числе других изгнанников, вернулась на родину. По преданию, кончила жизнь самоубийством из-за несчастной любви, бросившись в море со знаменитой Левкадской скалы. В центре ее лирики - темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Именем Сапфо назван излюбленный размер ее стихотворений - сафова или сапфическая строфа. А так же женская любовь, которую она воспевала, названа сафической или лесбийской.