История Древней Греции
Латинское слово "антиквус", что в переводе означает "древний", дало название одной из самых замечательных эпох в истории человечества - Античность, эпохе, длившейся почти 15 столетий, вобравшей в себя становление, расцвет и упадок грандиозных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима! Величайшие достижения античного Средиземноморья впервые открыли последующим поколениям многие формы культуры: театр, философию, диалектику, математику, спортивные состязания, мифологию, ордерную систему в архитектуре и многое-многое другое... Несмотря на то что ни географические характеристики, ни социально-политическая система Древней Греции не представляли собой единства, сама греческая культура была удивительно целостной.
Государственная система Древней Греции не была едина, она состояла из независимых полисов - городов-государств, чаще всего определённых природными границами. Особенности античной культуры Греции заключаются в её космологичности, в утверждении эстетических категорий красоты, меры, гармонии; в её рациональности и антропоцентризме.
Космос для древних греков - это необъятный мир, вселенная, пребывающая в особом порядке и красоте, противостоящая Хаосу. Уже в этих представлениях видны взаимосвязанные эстетические категории, пронизывающие всю греческую культуру: мера, красота, гармония. Соблюдение меры, по понятиям древних греков, было необходимым условием порядка и гармонии. Мера должна была присутствовать во всем: в философии, политике, этических и эстетических представлениях. "Меру во всем соблюдай", - рекомендуют греческие мудрецы. Соразмерность, определённость, ограниченность составляют в их понимании красоту, а единство в многообразии - гармонию.
Историю развития культуры Древней Греции принято делить на периоды:
1. Гомеровская Греция (XI-VIII вв. до н. э.).
2. Архаика (VII-VI вв. до н. э.).
3. Классика (V и три четверти IV в. до н. э.).
4. Эллинистический период (последняя треть IV-I в. до н. э.).
Каждый из периодов характеризуется удивительными открытиями в области духовной, материальной и художественной культуры.
В гомеровский период складываются основы мифологии и эпической поэзии, передавших в образной форме жизнь, духовные стремления и героические подвиги народа. Именно мифы являются основой всего последующего развития греческого искусства. В мифах отражаются представления греков о происхождении мира, устройстве общества.
Греческая мифология знакомит нас с богами-титанами и со свергшими их в ожесточенной борьбе богами-олимпийцами. Под властью громовержца Зевса правит морской стихией Посейдон и господствует в мрачном подземном царстве мёртвых Аид. Для античного человека мифология была ясна и предметна. В конкретные образы богов облекались таинственные силы природы, утверждая триумф человека и его "воображаемую власть" над ней. Обширный пантеон греческих богов ведает и всеми сторонами человеческой жизни, межчеловеческих отношений. Греческим богам свойственны людские страсти и слабости, они воюют между собой, обманывают, любят и негодуют, милуют и карают. Олимпийские боги - это люди, поднявшиеся над миром благодаря величайшему обобщению и собирательности характерных для человека качеств. Именно мифологическое мышление древних греков становится источником образности не только искусства, но и философии, и науки древних.
Наиболее интенсивно развивалось античное общество в период архаики. За два века совершаются значительные открытия в различных областях науки, техники, общественных отношениях. Определяются морально-этические принципы и эстетические идеалы, не утратившие своей роли в античном мире на всем протяжении его истории. Бурно развивается греческая культура. Именно в эпоху архаики складываются её основные феномены: философия и театр, спортивные состязания и ордерная система в архитектуре. Формируются основные черты греческого общества: чувство спаянности гражданского сообщества и состязательное начало.
Чувство коллективизма приводит к развитию общественной архитектуры - строительству храмов богов-покровителей общины. По понятиям античного человека храм является моделью мира, "воплощением храма небесного, где обитали боги". В образе храма земля соединялась с небом: верхняя часть - фронтон - символизировала небесный мир богов, наос (главное помещение храма, содержащее статую божества) - мир земной.
"Идея греческого храма, очевидно, возникла органическим путём из самого существа греческой религии, исторической и повествовательной, мыслившей бога в образе человека. Назначение греческого храма - быть жилищем божества. Греческое слово "наос" означает одновременно храм и жилище….
Греческий храм подобен жилищу человека: его пространство твердо ограниченно и замкнуто, оно служит не для временного шествия, а для постоянного пребывания. Концепция греческого храма возникла не из микенского мегарона, а из более древних традиций элладского жилого дома…Как в конструкции, так и в плане храма греческий архитектор стремился к некоей идеальной норме, к установлению основных неизменных типов" (Б. Р. Виппер).
В области архитектуры древние греки впервые применили стоечно-балочную систему в конструкции здания, определившую отчётливое деление несущих и несомых частей - опоры и груза.
Маленькие, изящные, почти интимные храмики и огромные, величественные, монументальные храмы Древней Греции несли в себе одно и тоже эстетическое начало - ощущение спокойствия и уравновешенности, благородства и одухотворенности. Соразмерные человеку, они облагораживали и возвышали его душу.
Ясные художественные решения античной архитектуры воплотились в своеобразие ордерной системы, лежащей в основе всей античной архитектуры.
Ордер представляет собой систему правил и эстетических норм, которые выражаются в порядке соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия (антаблемента). В этой системе противопоставляются несущие (колонны) и несомые части (антаблемент). Основой выразительности ордера является его пропорциональность.
Ордерное здание, как правило, имеет ступенчатый фундамент, на который помещается череда вертикальных опор, несущих на себе тяжесть антаблемента, отражающего конструкцию балочного перекрытия и крыши.
Два первых ордера - дорический и ионический, знакомят нас с двумя разными образными и композиционными системами, начиная с главных частей ордера - колонны, антаблемент, профиль - и заканчивая планом здания.
Дорический храм, воплощая дух гражданственности и героики, несёт в себе идею силы и мужества. Его основные черты - это массивное каменное основание, состоящее из трёх ступеней, приземистые и мощные колонны, помещённые прямо на фундаменте храма, заканчивающиеся простой и строгой капителью.
Капитель дорического ордера состоит из круглой каменной подушки (эхина) и четырёхугольной каменной плиты (абака), принимающей на себя тяжесть антаблемента. Отвесные желобки на колонне - каннелюры придают ей стремление вверх, а относительно небольшое количество (16-20) - устойчивость. Круглая, слегка изогнутая подушка капители словно сплющилась под тяжестью перекрытия, взяв на себя основной груз и зрительно освободив колонну. Антаблемент состоит из трёх частей: архитрава, фриза и карниза; архитрав - балка, которая лежит на колонне, - гладкий; фриз украшают триглифы и метопы (декоративные плиты).
Ионический храм, воплощая спокойствие, величие духа и строгое изящество, несёт в себе идею женственности. Его основные черты: колонна спокойно вырастает из основания благодаря мягкому профилю базы, связывающеё её со ступенями храма. Стройный ствол колонны имеет 24 каннелюры, усиливающие движению вверх особую интенсивную. Капитель состоит из двух замыкающих колонну завитков - волют. Они придают колонне ощущение лёгкости, отгораживая её от тяжёлого антаблемента и лишая её впечатления сильной опоры, несущей тяжесть перекрытия. Пробегающий без перерыва сплошной неукрашенный (или покрытой вереницей скульптурных изображений) фриз ионического храма делает антаблемент лёгкой декоративной частью здания.